Служба поддержки пациентов Перейти в раздел
8 (7172) 35-13-05
Справочная
+7 (7172) 35-11-87, 35-13-05, +7700 966 25 87 (ватсапп)
Телефон доверия
gdb1_glav@mail.ru
E-mail
г.Астана
пр.Тауелсиздик 11/1

Этические правила

Медицинский работник и пациент

Статья 1. Медицинский работник и право пациента на качественную медицинскую помощь

6.1 Медицинский работник Городской детской больницы №1 должен уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи.

6.2 Медицинский работник  обязан: оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам,  нести  моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом.

6.3  Профессиональная и этическая обязанность медицинского работника – оказывать в меру своей компетенции неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

Статья 2. Основное условие медицинской деятельности – профессиональная компетентность

6.4 Медицинский работник должен всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения и Социального развития Республики Казахстан.

6.5  Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня – первейший профессиональный долг медицинского работника. Медицинский работник  должен быть компетентный в отношении моральных и юридических прав пациента.

6.6  Медицинский работник должен  превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента,  обязан уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний.

6.7  Медицинский работник  не вправе участвовать в формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми,  не вправе способствовать самоубийству больного.

6.8 Медицинский работник  в пределах своей компетенции ответственен за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Республики Казахстан. 

Статья 3. Уважение человеческого достоинства пациента

6.9 Медицинский работник должен быть постоянно готов оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий.

6.10  Проявление высокомерия, пренебрежительное отношение или унизительное обращение с пациентом недопустимы. Не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения.

6.11  При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинский работник  должен руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.

6.12  В случаях, требующих по медицинских показаниям контроля за поведением пациента,  следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

6.13  Медицинский работник  не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Не навреди!»,  не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия  по уходу, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. «Лекарство не должно быть горше болезни!», производя медицинские вмешательства, чреватые риском, обязан предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

Статья 4. Медицинский работник  и право пациента на информацию

6.14  Медицинский работник  должен быть правдив и честен. Моральный долг медицинского работника информировать пациента о его правах.

6.15  Он обязан уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще.. В исключительных случаях медицинский работник  имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если он убежден, что таковая причинит ему серьезный вред здоровью.

Статья 5. Медицинский работник  и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказаться от него

6.16  Медицинский работник должен  уважать право пациента или его законного представителя (дети с ограниченными возможностями и инвалиды) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.

6.17  Медицинский  работник  должен  быть уверен, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг медицинского работника  – в меру своей квалификации разъяснить пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему  и других медицинских работников.

6.18  Медицинский работник  вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента – ребенка до 15 лет) только в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан .

Статья 6. Обязанность хранить профессиональную тайну

6.19  Медицинский работник  должен сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ему или ставшую ему известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже после того, как пациент умрет.

6.20  Обязан неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента, право на передачу  информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия.

6.21  Медицинский работник  вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальности информации. Во всех других случаях медицинский работник  несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Статья 7. Медицинский работник  и умирающий больной

6.22  Медицинский работник  должен  с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Обязан владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной (поддерживающей жизнь) медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом.

6.23  Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинского работника: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, т. е. преднамеренные действия  медицинского персонала с целью прекращения жизни умирающего пациента (даже по его просьбе), неэтична и недопустима.

6.24  При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции умершего. Медицинский персонал  обязан уважать закрепленные в законодательстве Республики Казахстан права граждан относительно патолого-анатомических вскрытий.

Статья 8. Медицинский работник  как участник научных исследований и учебного процесса

6.25  Медицинский работник должен стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.

6.26  В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта медицинский работник  должен следовать международным документам по медицинской этике (Хельсинская декларация и др.) и законодательству Республики Казахстан.

6.27  Интересы личности пациента для медицинского персонала должны быть всегда выше интересов общества и науки. Участвуя в научных исследованиях, медицинский работник  обязан особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (детей, лиц с тяжелыми психическими расстройствами). Участие пациента в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением тех же гарантий защиты их прав.

Медицинский работник  и его профессия

Статья 9. Уважение к своей профессии.

6.28  Медицинский работник  должен  поддерживать авторитет и репутацию своей профессии.

6.29  Опрятность и соблюдение правил личной гигиены – неотъемлемые качества личности медицинского персонала.

6.30  Медицинский работник  несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов лечения и диагностики. Он  не должен  претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинского работника  – отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость.

6.31  Медицинский работник  должен отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами.

6.32  Медицинский работник  вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм.

6.33  Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой. Поведение медицинского работника  не должно быть примером отрицательного отношения к здоровью.

6.34  В процессе общения с больным  медицинский работник устанавливает с ним «лечебные» взаимоотношения, определяет отношение больного к лечению, начинает формировать у больного адекватную оценку своего состояния, вычленяет информацию, которая потребует дополнительного уточнения (о перенесенных заболеваниях, оперативных вмешательствах), выясняет характер взаимоотношений пациента с семьей.

Медицинский работник и коллеги

6.35  Медицинский работник  должен отдавать дань заслуженного уважения своим учителям. Во взаимоотношениях с коллегами  должен  быть честным, справедливым и порядочным, признавать и уважать их знания, опыт, вклад в лечебный процесс. Обязан в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса, включая добровольных помощников.

6.36  Медицинский работник  обязан уважать давнюю традицию своей профессии – оказывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений между коллегами  при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждается медицинской этикой.

6.37  Если медицинский  работник  сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций, он должен тактично обсудить эту ситуацию сначала с коллегами, а при сохраняющемся сомнении и после этого – с вышестоящим руководством.

Медицинский работник и сомнительная медицинская практика

6.38  Медицинский работник, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должен становиться на защиту интересов пациента и общества. Медицинский работник  обязан знать правовые нормы, регулирующие систему здравоохранения  в общем, и применение методов традиционной медицины (целительства) в частности.

6.39  Медицинский работник  вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, Ассоциацию, общественные палаты медицины, предпринимая меры по защите интересов пациента от сомнительной медицинской практики.

Медицинский работник  и общество

6.40  Моральный долг медицинского работника,  как члена медицинского сообщества – заботиться об обеспечении доступности и высоком качестве медицинской  помощи населению.

6.41  Медицинский работник должен активно участвовать в информировании и медико-социальном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор в их взаимоотношениях с государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения,  в меру своей компетенции должен участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб.

6.42  Ассоциация, медицинское сообщество в целом должны способствовать привлечению медицинских работников в  районы страны, где медицинская помощь наименее развита, предусматривая стимулы для работы в таких районах.

Поддержание автономии и целостности системы здравоохранения

6.43  Моральный долг медицинского работника – способствовать развитию реформы здравоохранения в Казахстане. Медицинский работник должен  поддерживать, развивать автономию, независимость и целостность системы здравоохранения.

6.44  Долг медицинского работника  – привлекать внимание общества и средств массовой информации к нуждам, достижениям и недостаткам системы здравоохранения.

6.45  Медицинский работник  должен защищать общество от дезинформации или неправильной интерпретации системы здравоохранения. Самореклама несовместима с медицинской этикой. Если медицинский работник  участвует в организованном коллективном отказе от работы, он не освобождается от обязанности оказывать неотложную медицинскую помощь, а также от этических обязательств по отношению к тем пациентам, которые в данный момент проходят курс лечения.

Гарантии и защита законных прав медицинского работника

6.46  Гуманистическая роль медицинского работника  в обществе создает основу требований законной защиты личного достоинства медицинского работника, физической неприкосновенности и права на помощь при исполнении им профессиональных обязанностей, как в мирное, так и в военное время.

6.47  Уровень жизни медицинского работника  должен соответствовать статусу ее профессии. Размер гонорара, определяемого частнопрактикующим работником, должен быть соизмерим с объемом и качеством оказываемой медицинской помощи, степенью ее компетентности, особыми обстоятельствами в каждом конкретном случае. Безвозмездная помощь бедным пациентам этически одобряется.

6.48  Ни медицинских работников вообще, ни кого-либо из медицинских работников  в частности нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях. Обеспечение условий профессиональной деятельности медицинского работника должно соответствовать требованиям охраны труда.    

6.49  Медицинский работник  вправе рассчитывать на то, что Межрегиональная ассоциация, общественная палата  Казахстана медицинских работников,   окажет  полноценную помощь по защите чести и достоинства (если  доброе имя будет кем-либо необоснованно опорочено); своевременному получению квалифицированной категории в соответствии с достигнутым уровнем профессиональной подготовки; созданию и применению процедур страхования профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или халатным исполнением профессиональных обязанностей; профессиональной переподготовке при невозможности выполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья; своевременному получению льгот, предусмотренных законодательством Республики Казахстан  для медицинских работников.

 

logo-ru.jpg
Все лучшее от науки и практики медицины - во благо детям!
Адрес: город Астана, пр.Тәуелсіздік 11/1
Телефон для справок: 
8 (7172)35-13-05
Телефон доверия: +7 (7172)
35-11-87, 35-13-05,
+7700 966 25 87 (ватсапп)

СПП

© Copyright 2024 site-pro.kz.